Афиша
Всероссийская научная конференция «XLVII Лазаревские чтения»
2-3 февраля 2023 года состоится Всероссийская научная конференция «XLVII Лазаревские чтения», ежегодно проводимая кафедрой всеобщей истории искусств МГУ в память о выдающемся историке искусства В.Н. Лазареве (1897–1976), руководившем кафедрой с 1960 по 1976 гг.
Тематика конференции охватывает те области и эпохи в истории искусства, которые были предметом изучения В.Н. Лазарева: средневековое искусство Византии и Древней Руси и классическое искусство Западной Европы.
В конференции принимает участие заместитель заведующего научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева А.Л. Гульманов
Конференция состоится по адресу: Москва, Ломоносовский пр-т, 27, корп. 4 (Шуваловский корпус МГУ), ауд. Е-621
Программа чтений:
2 февраля
Утреннее заседание
Андрей Юрьевич Виноградов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ранние центрические церковные постройки Константинополя
Виталий Егорович Сусленков
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина
Мозаики Виллы Амазонок в Халеплыбахче (Шанлыурфа, Турция) в контексте стилистических течений VI века
Анна Владимировна Захарова
Исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова; Государственный институт искусствознания
Светлана Владиславовна Мальцева
Санкт-Петербургский государственный университет; Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и
градостроительства
Художественные традиции и церковно-политическая идеология в искусстве Македонии в эпоху создания Охридской архиепископии
Сейрануш Сосовна Манукян
Ереванский государственный университет; Институт искусств НАН Армении
Орнамент в системе иллюстрирования армянских рукописных Евангелий
Елена Александровна Виноградова
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Синайская икона с сценой Погребения преподобного Арсения конца XIII века
Мария Леонидовна Заворина
Исторический факультет, МГУ имени М.В.Ломоносова; Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства
Архитектурные особенности церкви Св. Георгия в Оморфокклисии
Михаил Николаевич Бутырский
Государственный музей Востока
Переписка Н.П. Кондакова, Я.И. Смирнова и И.В. Помяловского как источник по истории российской науки конца XIX века
Дневное заседание
Алексей Геннадьевич Барков
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Новые открытия росписей в Успенском соборе Московского Кремля в 2020 – 2022 годах
Анатолий Аркадьевич Турилов
Институт славяноведения РАН
К вопросу о зодчих собора Покровского монастыря в Суздале
Павел Алексеевич Алешин
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Бернардино да Боргоманеро – Бернардино Родари? Попытка идентификации итальянского мастера, работавшего в Московском Кремле
Алексей Леонидович Гульманов
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Неизвестные иконы XV–XVI веков из частных собраний: новые страницы в истории художественных центров Древней Руси
Александр Сергеевич Преображенский
Исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова; Государственный институт искусствознания
Русское изобразительное искусство последней трети XVI – начала XVII века: вопросы периодизации
Юлия Валентиновна Тарабарина
Государственный институт искусствознания
К вопросу о происхождении трапезных приходских церквей первой половины XVII века
3 февраля
Утреннее заседание
Юлия Андреевна Сычева
Исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова
Маасские типологические кресты XII века: реконструкция иконографических программ и классификация
Елизавета Валентиновна Зотова
Российская государственная библиотека
Календарные циклы в латинских богослужебных рукописях. Традиция и иконография
Мария Юрьевна Савельева
МГУ имени М.В. Ломоносова
Шпалера из серии «Триумфы Петрарки» в ГМИИ им. А.С. Пушкина: еще один извод иконографии «Триумфа Славы»
Василий Алексеевич Расторгуев
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Три рельефа итальянского Возрождения с изображением Мадонны и младенца из собрания
ГМИИ: заметки к истории и атрибуции
Мария Владимировна Дунина
ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Познай себя». Два несохранившихся рельефа Даниеле да Вольтерра для церкви Тринита-деи-Монти
Федор Михайлович Панфилов
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Ренессансный доспех из Оружейной палаты Московского Кремля и его использование в церемониале царского двора XVII века
Дневное заседание
Рената Ильдаровна Мусина
Исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова
Мотив раковины в венецианской архитектуре XV века
Елена Анатольевна Ефимова
Исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова
Экфрастическая архитектура между словом и образом: загадки кембриджского альбома Дюсерсо
Мария Васильевна Соколова
Исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова
Архитектурная традиция и стиль в книге Роберта Керра «Дом джентльмена» (1864)
Елена Алексеевна Степкина
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Символистские мотивы в творчестве Джованни Сегантини
Марина Юрьевна Торопыгина
ВГИК имени С.А. Герасимова; НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
Вечный сюжет и новые медиа: «Похищение сабинянок» Ив Суссманн (2006) в контексте классической традиции
Степан Сергеевич Ванеян
Исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова; НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ; Государственный институт искусствознания
Иконология на распутье: Шефтсбери или Панофский?