Андрей Рублев
Центральное место в культуре русского Средневековья занимает наследие Андрея Рублева. Впервые русское искусство породило художника такого масштаба и оригинальности, что его творчество не находит – как это было ранее – равнозначных параллелей в современном ему византийском и южнославянском искусстве XIV–XV веков.
Неоднократно отмечалось, что национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творчестве двух его гениев – Андрея Рублева и Александра Пушкина. Искусство Рублева, как и творчество Пушкина, являет собой лучшие черты русского духа, его своеобразие, силу и значимость, оно возвышает людей, рождает стремление к любви и единению. Как и Пушкин, и даже в большей степени, чем Пушкин – в силу общепонятности изобразительного языка, – гений Рублева делает зримыми для мира духовные сокровища своего народа.
Андрей Рублев жил и работал в эпоху начавшегося объединения русских земель в борьбе с главным врагом – татарским игом. Огромную роль в подъеме национального самосознания сыграла грандиозная по средневековым меркам Куликовская битва 1380 года – первая решительная победа над татаро-монголами, которая окончательно утвердила авторитет Москвы как центра возрождающегося русского государства. Рост политического могущества Москвы сопровождался активным развитием общественной и культурной жизни, ставшим одним из истоков формирования творчества Андрея Рублева.
Говоря о духовных основах творчества художника и о содержательной стороне его произведений, всегда упоминают замечательную личность русской истории XIV века – преподобного Сергия Радонежского (1322–1392), основателя Троицкого монастыря под Москвой (впоследствии Троице-Сергиева лавра), которого современники называли «земным ангелом» и «небесным человеком». В его личности едва ли не идеально воплотились те черты русской религиозности, которые придают ей особый оттенок, – сердечность, доброта, особая мягкость, смирение и кротость, душевная тонкость и, вместе с тем, что следует особо подчеркнуть, достоинство и решительность в отстаивании своих убеждений. Примером своей жизни преподобный Сергий утверждал в людях чистоту помыслов, твердость в укреплении веры и в противостоянии злу, любовь к ближнему и готовность к самопожертвованию. Конечно, произведения Андрея Рублева не являются прямой иллюстрацией заветов Сергия Радонежского или выражением каких-либо религиозно-философских течений, например, исихазма. Но в художественной форме он сумел воплотить высокое духовное состояние русского общества своего времени. Об этом хорошо сказал М.В.Алпатов: «Сергий сердцем чуял добро, Рублев узрел его очами».*