Коллекция - Рукописная и старопечатная книга
Музейное собрание рукописных и старопечатных книг насчитывает около двух тысяч памятников. Наиболее ценным среди них является Книга о постничестве святителя Василия Великого начала XV века, созданная писцом Василием в стенах Спасо-Андроникова монастыря. По-своему замечательны Лествица Иоанна Синайского 1510 года, написанная в Иосифо-Волоколамском монастыре Ферапонтом Обуховым по благословению основатели и первого игумена обители, поморский «трехтолковый» лицевой Апокалипсис конца XVII века, богато орнаментированные певческие рукописи, недавно приобретенный старообрядческий сборник первой трети XIX века, включающий 180 миниатюр. Старопечатные книги кириллического шрифта представлены изданиями Москвы, Киева, Вильно, Львова, Острога и других типографий. Среди них такие раритеты, как два Евангелия («узкошрифтное» и «мелкошрифтное») Анонимной московской типографии (1550-е...
Музейное собрание рукописных и старопечатных книг насчитывает около двух тысяч памятников. Наиболее ценным среди них является Книга о постничестве святителя Василия Великого начала XV века, созданная писцом Василием в стенах Спасо-Андроникова монастыря. По-своему замечательны Лествица Иоанна Синайского 1510 года, написанная в Иосифо-Волоколамском монастыре Ферапонтом Обуховым по благословению основатели и первого игумена обители, поморский «трехтолковый» лицевой Апокалипсис конца XVII века, богато орнаментированные певческие рукописи, недавно приобретенный старообрядческий сборник первой трети XIX века, включающий 180 миниатюр. Старопечатные книги кириллического шрифта представлены изданиями Москвы, Киева, Вильно, Львова, Острога и других типографий. Среди них такие раритеты, как два Евангелия («узкошрифтное» и «мелкошрифтное») Анонимной московской типографии (1550-е гг.), знаменитая «Острожская» Библия Ивана Федорова (1581 г.), издания московской типографии конца XVI – начала XVII столетий.
Досконально проработанными иллюстрациями выделяется Евангелие, изданное в 1606 году талантливым книгопечатником и изобретателем Анисимом Михайловичем Радишевским. Экземпляр Евангелия, изданного в Москве в 1627 году, был вложен «великой инокиней Марфой» – матерью царя Михаила Федоровича Романова – в Угличский Алексеевский монастырь. Над этим Евангелием, первым на восстановленном Печатном дворе после освобождения Москвы от поляков, трудились лучшие мастера своего времени – царский иконописец Прокопий Чирин и гравер Кондратий Иванов. Типичным для монастырского обихода был и большой, внушительных объемов церковный Устав, определявший особенности богослужения в течение года. Для пасхального круга служб использовались Триоди, в неподвижные праздники, закрепленные за определенным днем календаря, службы совершались по Минеями каждого месяца. Обязательными в библиотеке любой обители были и такие книги, как Ирмологии, Псалтири, Служебники, Часовники или отдельные Службы святым, представленные в собрании музея не одним экземпляром. Среди четьих книг особое место занимал Пролог, первое издание которого вышло на Московском печатном дворе в 1642 году, позднее непременной принадлежностью библиотек стали Жития святых святителя Димитрия Ростовского, впервые изданные в типографии Киево-Печерской лавры в конце XVII века и многократно издававшиеся на протяжении двух столетий.
Имеются в собрании и книги гражданской печати, выходившие в русских типографиях со времени Петра I, и зарубежные издания, среди которых большой интерес представляют недавно экспонировавшиеся на выставке Евангелие Иеронима Наталиса (Антверпен, 1593) и цельногравированная Библия Мартина Энгельбрехта (Аугсбург, 1743 – 1756), служившие образцами для русских иконописцев.