Коллекция - Художественный металл
Музей имени Андрея Рублева обладает небольшой, но очень ценной коллекцией церковной утвари. В нее входят предметы, предназначавшиеся для богослужения. В собрании музея находится ряд памятников богослужебного назначения – дарохранительницы, потиры, дискосы, напрестольные кресты, имеющие вкладные надписи свидетельствующие о пожертвованиях этих вещей в храмы и монастыри. Литургические сосуды и кресты исполнялись в основном из драгоценных металлов, чаще из серебра, иногда из золота, украшались чеканкой, гравировкой, сканью, чернью и эмалевыми дробницами. Музейное собрание содержит ряд уникальных причастных сосудов XVII – XVIII веков, среди которых особо выделяется потир начала XVIII столетия, «построенный по обещанию» в село Николаевское Суздальского уезда князем Алексеем Николаевичем Львовым,...
Музей имени Андрея Рублева обладает небольшой, но очень ценной коллекцией церковной утвари. В нее входят предметы, предназначавшиеся для богослужения. В собрании музея находится ряд памятников богослужебного назначения – дарохранительницы, потиры, дискосы, напрестольные кресты, имеющие вкладные надписи свидетельствующие о пожертвованиях этих вещей в храмы и монастыри.
Литургические сосуды и кресты исполнялись в основном из драгоценных металлов, чаще из серебра, иногда из золота, украшались чеканкой, гравировкой, сканью, чернью и эмалевыми дробницами.
Музейное собрание содержит ряд уникальных причастных сосудов XVII – XVIII веков, среди которых особо выделяется потир начала XVIII столетия, «построенный по обещанию» в село Николаевское Суздальского уезда князем Алексеем Николаевичем Львовым, стольником (с 1687 года) царицы Прасковьи Федоровны, супруги царя Ивана Алексеевича.
Начиная с XVII столетия в состав евхаристических предметов, помимо потира, дискоса со звездицей, копия и лжицы, входило три «дорных» тарели для проскомидии на которых вырезались частицы просфоры в память Божией Матери и святых. Одна из подобных тарелей середины XVII века с гравированным изображением Богоматери Знамение находится в собрании музея и имеет историческую вкладную надпись. На обороте тарели по всей окружности, частично в два ряда выгравирован следующий текст: «ЛЕТА 7167 (1659) ГОДУ ИЮНЯ ВЪ 25 ДЕНЬ ПРИЛОЖИЛ СИИ СОСУДЫ В ЦЕРКОВ НРУКОТВОРЕННАГО ωБРАЗА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА И ВЕРХОВНЫМ АПОСТОЛАМ ПЕТРУ И ПАВЛУ И ХРИСТОВУ МУЧЕНИКУ ГЕОРГИЕ И ПРП. ИГУМЕНУ АЛЕКСАНДРУ СВИРСКОМУ ЧУДАТВОРЦУ ПО СВОЕЙ ДУШЕ И ПО СВОИХЪ РОДИТЕЛЯВ СВОЕМЪ ПОМЕСТЬЕ В НОГАРОДЦКОМ УЕЗДЕ БЕЖЕЦКИЯ ПЯТИНЕ СПАСКОМ ГОРЕВСКОМ ВОЛЕВСКОМ ПАГОСТЕ В СЕЛЕ / МЛЕВЕ МНОГОГРЕШНЫЙ РАБ БОЖИЙ СОТНИК КОНЪДРАТЕЙ АθОНАСЬЕВ СЫН ЗАГРЯЖСКОЙ».
В ряду богослужебной утвари особый интерес представляют три оловянных дарохранительницы XVIII века, украшенные рельефными иконами и увенчанные крестом с Распятием. Две из них были изготовлены в Москве, а третья, наиболее редкая, вероятно, была сделана в Соловецком монастыре из английского олова, о чем свидетельствует клеймо английского мастера.
Напрестольные кресты XVI – XIX веков, хранящиеся в музее, изготовлены в различных центрах золотого и серебряного дела России. Наиболее ранний из них, XVI века, происходит из Новгорода, украшен тончайшей сканью и цветными камнями в гладких кастах. На рукояти креста смонтирована литая фигура святителя Николая Чудотворца.
Редкий напрестольный крест 1624 года работы новгородских серебряников был вложен по обещанию архиепископом Рязанским и Муромским Антонием «к Архангелу Михаилу».
В собрании Музея находятся четыре креста московской работы XVIII столетия с подробным изображением Орудий Страстей Христовых на рукоятях. Подобные кресты появились в России в последней трети XVII столетия под воздействием западных образцов.
В целом коллекция церковной утвари Музея включает памятники, отражающие тенденции развития русского декоративно-прикладного искусства XVI – XIX веков.
Дата создания

БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗМИХАИЛ ТВЕРСКОЙ. ПРЕПОДОБНАЯ АННА КАШИНСКАЯ. Двусторонний медальон

БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ. ПРЕПОДОБНАЯ АННА КАШИНСКАЯ. Двусторонний медальон

БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ

БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ. ТАРЕЛЬ
Нерукотвореннаго ОбразаГ(о)с(по) да н(а)шего И(и)с(у)са Хр(и)ста к верховнымь ап(о)с(то)л(а)мь к Петру Павлу и к Хр(и)ст(о)ву м(ученику) Георгиюи п(реподобному) Александру Свирскому чудатворцу по своей д(у)ше и по воихродителях в своемь поместье в Новгародцком уезде Бежецкия пятине в Спаском Егор(ь)евском Волевском пагостев селе // Млеве многогрешныи рабБ(о)жий столник Коньдратеи Афонасьевьс(ы)нь Загрязской».

БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ НА ПРЕСТОЛЕ. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МАРИНА И ВАРВАРА. Двусторонняя икона
