Коллекция - Художественный металл
Музей имени Андрея Рублева обладает небольшой, но очень ценной коллекцией церковной утвари. В нее входят предметы, предназначавшиеся для богослужения. В собрании музея находится ряд памятников богослужебного назначения – дарохранительницы, потиры, дискосы, напрестольные кресты, имеющие вкладные надписи свидетельствующие о пожертвованиях этих вещей в храмы и монастыри. Литургические сосуды и кресты исполнялись в основном из драгоценных металлов, чаще из серебра, иногда из золота, украшались чеканкой, гравировкой, сканью, чернью и эмалевыми дробницами. Музейное собрание содержит ряд уникальных причастных сосудов XVII – XVIII веков, среди которых особо выделяется потир начала XVIII столетия, «построенный по обещанию» в село Николаевское Суздальского уезда князем Алексеем Николаевичем Львовым,...
Музей имени Андрея Рублева обладает небольшой, но очень ценной коллекцией церковной утвари. В нее входят предметы, предназначавшиеся для богослужения. В собрании музея находится ряд памятников богослужебного назначения – дарохранительницы, потиры, дискосы, напрестольные кресты, имеющие вкладные надписи свидетельствующие о пожертвованиях этих вещей в храмы и монастыри.
Литургические сосуды и кресты исполнялись в основном из драгоценных металлов, чаще из серебра, иногда из золота, украшались чеканкой, гравировкой, сканью, чернью и эмалевыми дробницами.
Музейное собрание содержит ряд уникальных причастных сосудов XVII – XVIII веков, среди которых особо выделяется потир начала XVIII столетия, «построенный по обещанию» в село Николаевское Суздальского уезда князем Алексеем Николаевичем Львовым, стольником (с 1687 года) царицы Прасковьи Федоровны, супруги царя Ивана Алексеевича.
Начиная с XVII столетия в состав евхаристических предметов, помимо потира, дискоса со звездицей, копия и лжицы, входило три «дорных» тарели для проскомидии на которых вырезались частицы просфоры в память Божией Матери и святых. Одна из подобных тарелей середины XVII века с гравированным изображением Богоматери Знамение находится в собрании музея и имеет историческую вкладную надпись. На обороте тарели по всей окружности, частично в два ряда выгравирован следующий текст: «ЛЕТА 7167 (1659) ГОДУ ИЮНЯ ВЪ 25 ДЕНЬ ПРИЛОЖИЛ СИИ СОСУДЫ В ЦЕРКОВ НРУКОТВОРЕННАГО ωБРАЗА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА И ВЕРХОВНЫМ АПОСТОЛАМ ПЕТРУ И ПАВЛУ И ХРИСТОВУ МУЧЕНИКУ ГЕОРГИЕ И ПРП. ИГУМЕНУ АЛЕКСАНДРУ СВИРСКОМУ ЧУДАТВОРЦУ ПО СВОЕЙ ДУШЕ И ПО СВОИХЪ РОДИТЕЛЯВ СВОЕМЪ ПОМЕСТЬЕ В НОГАРОДЦКОМ УЕЗДЕ БЕЖЕЦКИЯ ПЯТИНЕ СПАСКОМ ГОРЕВСКОМ ВОЛЕВСКОМ ПАГОСТЕ В СЕЛЕ / МЛЕВЕ МНОГОГРЕШНЫЙ РАБ БОЖИЙ СОТНИК КОНЪДРАТЕЙ АθОНАСЬЕВ СЫН ЗАГРЯЖСКОЙ».
В ряду богослужебной утвари особый интерес представляют три оловянных дарохранительницы XVIII века, украшенные рельефными иконами и увенчанные крестом с Распятием. Две из них были изготовлены в Москве, а третья, наиболее редкая, вероятно, была сделана в Соловецком монастыре из английского олова, о чем свидетельствует клеймо английского мастера.
Напрестольные кресты XVI – XIX веков, хранящиеся в музее, изготовлены в различных центрах золотого и серебряного дела России. Наиболее ранний из них, XVI века, происходит из Новгорода, украшен тончайшей сканью и цветными камнями в гладких кастах. На рукояти креста смонтирована литая фигура святителя Николая Чудотворца.
Редкий напрестольный крест 1624 года работы новгородских серебряников был вложен по обещанию архиепископом Рязанским и Муромским Антонием «к Архангелу Михаилу».
В собрании Музея находятся четыре креста московской работы XVIII столетия с подробным изображением Орудий Страстей Христовых на рукоятях. Подобные кресты появились в России в последней трети XVII столетия под воздействием западных образцов.
В целом коллекция церковной утвари Музея включает памятники, отражающие тенденции развития русского декоративно-прикладного искусства XVI – XIX веков.