Афиша
От преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского. Монастырские традиции в русском искусстве
Выставка «От преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского. Монастырские традиции в русском искусстве» является еще одним значимым культурным событием в программе празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского.
В художественных образах выставки, объединившей экспонаты из музейных, архивных, церковных и частных собраний, рассказывается о формировании и расцвете русской монашеской традиции в эпоху преподобного Сергия и его последователей.
Первый раздел экспозиции посвящен самому основателю Троицкого монастыря и развитию его иконографии. Наибольший интерес представляют ранее неизвестные и недавно отреставрированные житийные иконы преподобного Сергия и Пресвятой Троицы, мемориальные памятники, связанные с почитанием и чудесами святого. Драгоценным средоточием выставки являются древние рукописи конца XIV–XV века из библиотеки Троице-Сергиева монастыря, ставшего значительным литературным и книгописным центром. Целый ряд экспонатов демонстрирует стилистку художественных мастерских обители и подмонастырских слобод.
Второй раздел выставки объединяет изображения «собеседников», пострижеников и последователей преподобного Сергия, основавших множество монастырей и скитов под Москвой и в так называемой «Северной Фиваиде». Здесь показаны иконы святых, жития которых вошли в состав Троицкого патерика – ближайших учеников преподобного, таких как Никон Радонежский и Кирилл Белозерский, и выходцев из Сергиевой обители, живших столетия спустя, духовных преемников великого игумена – Иосифа Волоцкого, Макария Унженского, Дионисия Радонежского и многих других. Подлинным украшением экспозиции стали произведения из собрания Вологодского музея-заповедника, впервые посетившие Москву и вводимые в научный оборот.
Третий раздел выставки повествует о жизни, наследии и иконографии преподобного Серафима Саровского, а также оптинских старцев. Эпоха расцвета монашества в XIV–XV столетиях соотносится со временем необыкновенного подъема старчества в синодальный период, произведения лаврских мастерских – с работами сестер Серафимо-Дивеевского монастыря, а события жития преподобного Сергия – с вехами жизни старца Серафима. Эти два имени, как никакие другие, олицетворяют не только национальную аскетическую традицию, но всю красоту и величие русской святости.