Коллекция - Фрески (монументальная живопись)
Коллекция памятников древнерусской монументальной живописи – одна из важных составляющих фонда Музея. В нее входят фрагменты росписей разрушенных храмов (церковь Спаса на Нередице под Новгородом, 1199; собор Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровского монастыря, 1467-1476, мастера Митрофан и Дионисий; собор Чудова монастыря Московского Кремля, 1650-е гг.; Троицкий собор Макарьевского Калязина монастыря, 1654; церковь Благовещения в Юрьевце Повольском, первая четверть XVIII в.; церковь Воскресения в Пучеже, 1789), а также снятые со стен образцы стенописей из церквей, долгое время находившихся в запустении (Рождественский собор Лужецкого монастыря в Можайске, 1542-1563; Спасский собора Андроникова монастыря, 1837). В собрании имеется также фрагмент храмового «неба» - изображение архангела на...
Коллекция памятников древнерусской монументальной живописи – одна из важных составляющих фонда Музея. В нее входят фрагменты росписей разрушенных храмов (церковь Спаса на Нередице под Новгородом, 1199; собор Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровского монастыря, 1467-1476, мастера Митрофан и Дионисий; собор Чудова монастыря Московского Кремля, 1650-е гг.; Троицкий собор Макарьевского Калязина монастыря, 1654; церковь Благовещения в Юрьевце Повольском, первая четверть XVIII в.; церковь Воскресения в Пучеже, 1789), а также снятые со стен образцы стенописей из церквей, долгое время находившихся в запустении (Рождественский собор Лужецкого монастыря в Можайске, 1542-1563; Спасский собора Андроникова монастыря, 1837). В собрании имеется также фрагмент храмового «неба» - изображение архангела на холсте третьей четверти XIX века, происходящее из церкви села Скирки Тверской области.
В особый раздел выделен археологический материал XII, XIV-XVII веков с остатками живописи, происходящий из Спасского собора Андроникова монастыря в Москве, храмов Звенигорода, Волоколамска, Коломны, села Большие Вяземы Московской области, Суздаля, Витебска, Киева. Эти небольшие фрагменты значимы для изучения техники древних мастеров, особенностей использовавшихся ими материалов.
Большую ценность представляет коллекция копий стенных росписей, собирание которой началось сразу после основания Музея по инициативе его первого директора Д.И. Арсенишвили. Это образцы монументальных росписей церкви Спаса на Нередице 1199 г., церкви Рождества Богородицы в Суздале (1223)., Дмитриевского (1193-1197) и Успенского (1408) соборов во Владимире, Софийского собора в Новгороде (ΧΙ в.), церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378), новгородской церкви Успения на Волотовом поле (ΧΙV в.), собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502)Ю выполненные Н.И. Толмачевской (1889-1975), а также копии мозаик Киевского Софийского собора (XII в.), поступившие из Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановского). Художник-исследователь Н.В. Гусев (1926-1997) выполнил в 1950-1960-х годах специально для Музея копии в натуральную величину росписей Феофана Грека из новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице и Андрея Рублева из Успенского собора во Владимире. Позднее, в 1970-1980-е годы, он передал большой цикл копий фресок Дионисия из церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В фонде Музея также находятся работы известных копиистов М.В. Ломакиной (1896-1964), А.П. Некрасова (1927-2007), А.П. Грекова (1909-2000), С.С. Чуракова (1908-1964), А.Н. Овчинникова (р. 1931), Г.З. Быковой (р. 1928), представляющие монументальные росписи Северной и Средней Руси.
Коллекция древнерусской монументальной живописи Музея дает ясное представление о художественных достоинствах русского монументального искусства XII, XVI-XIX веков, разнообразии образов и сюжетов храмовой росписи, особенностях ее расположении в пространстве храма, стиле письма знаменитых изографов. Снятые со стен разрушенных в советское время храмов фрагменты росписей - свидетели самоотверженной работы реставраторов П.И. Юкина (1883/85 – 1945) и С.С. Чуракова, сохранивших для будущих поколений эти памятники отечественной культуры.