Коллекция - Медное литье
В собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева хранятся предметы медного художественного литья, а также произведения темперной живописи с врезанными в них меднолитыми крестами, иконами и складнями. Особой частью фонда являются экспонаты, полученные музеем в дар. Это древнерусские кресты-тельники, кресты-энколпионы, змеевики, образки новгородского литья, а также иконы, кресты и складни XVIII – начала XX века работы старообрядческих мастеров. Среди редких памятников – два змеевика XIII–XIV веков с изображением великомученика Феодора Стратилата. Полный двустворчатый экземпляр был найден санитаром Ефимом Межовым в годы Великой Отечественной войны, под Кенигсбергом, в 1945 году. Отдельная створка с образом святого, найденная в Твери...
В собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева хранятся предметы медного художественного литья, а также произведения темперной живописи с врезанными в них меднолитыми крестами, иконами и складнями. Особой частью фонда являются экспонаты, полученные музеем в дар. Это древнерусские кресты-тельники, кресты-энколпионы, змеевики, образки новгородского литья, а также иконы, кресты и складни XVIII – начала XX века работы старообрядческих мастеров.
Среди редких памятников – два змеевика XIII–XIV веков с изображением великомученика Феодора Стратилата. Полный двустворчатый экземпляр был найден санитаром Ефимом Межовым в годы Великой Отечественной войны, под Кенигсбергом, в 1945 году. Отдельная створка с образом святого, найденная в Твери на берегу Волги, поступила от В.Н. Сергеева.
В 1960–70-е годы в дар в фонд медного литья поступали целые коллекции. К числу наиболее интересных и значительных принадлежит собрание писателя Н.А. Крашенинникова (1878–1941), состоящее из 38 предметов. Его коллекция крестов-энколпионов XI–XVI веков явилась основой музейного фонда древнерусского прикладного искусства.
Кресты-тельники XI–XVI веков попали в музей из коллекции А.И. Шумилина в 1961 году. Аналогичные нательные кресты XIV–XV веков тверского литья известны по раскопкам Н.Ф. Романченко в Старице. Подобные кресты-тельники XIV–XV веков с изображениями святого Никиты, побивающего беса, и «Спаса Нерукотворного» поступили в музейный фонд в 1964 году из собрания Д.А. Шалобанова. В составе этой коллекции – крест «Распятие, с предстоящими» московской работы XVII века, крест «Ангел Великого Совета» по иконографии XVI века и другие предметы.
В 1964 году из коллекции известного архитектора-реставратора Д.П. Сухова в музейное собрание поступил ряд интересных предметов: змеевик XIII века «Крещение Господне», новгородская иконка XVI века «Богоматерь Одигитрия, с Деисусом и избранными святыми», кресты-энколпионы XIV–XVI веков, нательные «процветшие» кресты XVII века.
Коллекция известного московского художника В.Я. Ситникова (1916–1987), оставленная им в дар Музею имени А. Рублева перед отъездом в 1975 году за границу, пополнила фонд медного литья предметами XVIII–XIX веков. Исключение составляет средник новгородского складня-змеевика конца XV – начала XVI века с изображением Богоматери Одигитрии на лицевой стороне. В 1990-х годах у родственников В.Я. Ситникова было закуплено из его собрания более двухсот произведений медного литья XVII–XIX веков, в том числе с редкой иконографией, с инициалами московских мастеров-литейщиков, с многоцветными эмалями и огневым золочением.
Значительным событием стало поступление коллекции прикладного искусства известного московского врача-хирурга, лауреата Государственной премии Г.А. Покровского (1925–2008), переданной его вдовой М.А. Покровской. Это интересное по своему составу собрание, включающее 50 предметов меднолитой пластики XI–начала XX века, стало самым крупным дарением в истории музея.
Наиболее значительным приобретением Музея (579 единиц хранения) стала коллекция московского художника В.П. Пензина, закупленная в конце 1980-х годов. Это крупнейшее частное собрание сложилось в 1960–1970-е годы в результате многочисленных поездок В.П. Пензина по Русскому Северу, а также его тесных связей с коллекционерами и художниками.
Некоторые памятники медного литья XVIII–XIX веков поступили в фонд после экспедиций сотрудников музея в Ярославскую (1959) и Владимирскую (1973) области, Карелию (1970). Часть предметов меднолитой пластики была передана следственными органами и региональной таможней. Среди этих государственных поступлений есть и меднолитые произведения работы московских старообрядческих мастерских XIX — начала XX века, имеющие дату, клеймо или инициалы мастеров.