Афиша
Лекция «Русская партесная музыка: обработки древних распевов и партесные концерты»
Последняя лекция абонемента № 14 «Пение и молитва на Руси».
Научный сотрудник Музея, музыковед Лада Кондрашкова расскажет о проникновении новой, западноевропейской по происхождению музыки в богослужение русской церкви в конце XVII – первой половине XVIIIвека и о том, как эти песнопения записывались в певческих рукописях. Ноты и крюки – оба способа записи применялись для записи партесных песнопений. Вы увидите рукописи, ноты и услышите записи лучших хоровых ансамблей нашего времени.
На иллюстрациях в аннотации к лекции представлена партесная «Старогреческая» Херувимская, записанная в виде 4-голосной крюковой партитуры казанского знамени из рукописи рубежа XVII-XVIII в. (РГБ. ф.218. №343). Другая иллюстрация представляет собой нотную партитуру фрагмента Чина церковного Новолетия 1 сентября из рукописи Вологодской епархии, где на протяжении первой четвертиXVIII века продолжали бытовать троестрочие и демество, противостоящие проникновению новой партесной музыки. Этот процесс запечатлен в настоящей иллюстрации, где слева мы видим партесную трехголосную обработку тропаря Новолетию греческого распева (окончание), где упоминается «император» Петра I(принял титул в 1721 г.), а справа – начало троестрочной стихиры на 1 сентября. При этом все песнопения этой уникальной рукописи (ГИМ. Муз.564) изложены в виде нотных партитур.
Читает научный сотрудник МиАР, музыковед, исследователь и практик Л.В. Кондрашкова
Билеты
Цена разового посещения:
граждане РФ - 250 руб.
студенты ВУЗов, пенсионеры – 200 руб.
дети до 16 лет, многодетные, инвалиды 1 и 2 гр – бесплатно