Афиша
Богословие в красках
На выставке представлено более 90 произведений древнерусской иконописи XV – начала XX веков.
Представленные экспонаты позволяют ознакомить заинтересованного зрителя с основными этапами развития древнерусской иконописи, начиная с конца XV века и вплоть до XVIII – начала XX столетия. Для памятников характерно хронологическое и сюжетное разнообразие и, что главное, высокий художественный уровень исполнения.
Экспозиция разделена между двумя помещениями: выставочным залом Музея Собора (Dommuseum) и Музеем икон (Ikonenmuseum). В первом демонстрируются наиболее яркие и древние произведения, во втором помещении, помимо общей заявленной темы, представлено тридцать икон с образами русских святых, в качестве особого самостоятельного раздела. Эта тема является особенно интересной и познавательной, поскольку цикл подобных изображений экспонируется на зарубежных выставках крайне редко.
Среди предлагаемых вниманию посетителей икон имеются подлинные шедевры – образы столичного искусства XV–XVII столетий. В их числе две небольшие иконы первой половины XV века из праздничного яруса небольшой церкви – «Вход в Иерусалим» и «Вознесение». Далее следует группа житийных икон – «Великомученик Георгий» и «Святитель Николай Чудотворец» первой четверти XVI века, а также икона «Троица Ветхозаветная» того же периода.
На протяжении XVI–XVII веков в Русском государстве возникает и получает развитие множество художественных центров – в крупных и мелких городах и даже в сельских поселениях. Как правило, их появление обусловлено активной ремесленной и торговой деятельностью населения.
Наряду с известными всему миру древними центрами – Новгородом Великим, Псковом, Москвой, особую активность проявляют города Поволжья (Ярославль, Кострома) и северных территорий (Вологда, Великий Устюг, Соликамск). Этот процесс вполне отчетливо представлен на выставке яркими, запоминающимися по образам и колористическому решению памятниками. Особенно выразительны работы северных иконописцев. Наряду с этим система Русского централизованного государства предопределила главенствующую роль столицы – Москвы, не только в политической, но и в художественной жизни. Возникшая здесь при царе Иване Грозном в XVI веке Оружейная палата стала подлинной кузницей кадров не только для самих оружейников, но и для мастеров различных художественных специальностей. Собираемые со всей России иконописцы (среди них известный «изограф» Симон Ушаков) создавали лучшие произведения своего времени. К числу таких мастеров относились братья Фома и Василий Потаповы, чьи грандиозные иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа» представлены на выставке.
Особый раздел в залах Музея икон, посвященный русским святым, отличается предельным хронологическим разнообразием (начиная с XVII века и кончая 1909 годом). Тема русской святости, образы аскетов и основателей монастырей, а также святителей и мучеников, включая князей, заступников Руси и свидетелей чудес, неизменно привлекательны для широкой публики. В иконографическом отношении иконы делятся на условные портреты иерархов Церкви (как правило, это торжественные, представительные образы, независимо от их размеров) и на изображения монахов-подвижников, устроителей монастырей, зачастую на фоне основанных ими обителей. Особую группу произведений составляют повествования об истории святынь и творимых чудесах. Здесь творчество провинциальных иконописцев было поистине безграничным, о чем свидетельствуют представленные на выставке экспонаты, независимо от времени их создания.
- Оттенки святости: русские иконы и западный контекст
Deutsche Welle - Tiefer Blick in alte christliche Kunst
Сайт op-online.de - Dommuseum Frankfurt am Main: Farben der Heiligkeit
Сайт perspektive-mittelstand.de