Афиша

Благословенный труд. Жизнь и творчество монахини Иулиании (М.Н. Соколовой)

30.06.2010–30.09.2010

Выставка «Благословенный труд» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства посвящена жизни и творчеству монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой) (1899-1981). Жизненный путь Марии Николаевны совпал с труднейшим в истории нашей страны временем, но несмотря на это на протяжении шестидесяти лет она занималась иконописью. Всей своей жизнью, подвижническим трудом, глубокой православной верой являя пример того, каким должен быть иконописец.

На писание икон благословил её духовный отец, московский старец Алексий Мечёва, служивший в храме святителя Николая в Клённиках.

Одним из самых ценных вкладов Марии Николаевны является создание в 1928 и 1929 годах зарисовок и копий древних фресок Новгорода, Пскова, Вологды во время путешествия по северным городам. Некоторые из этих ансамблей (такие, как церковь Успения на Волотовом поле, фрески церкви Спаса Преображения на Нередице) уже не существуют, поэтому данные копии и зарисовки являются бесценными свидетельствами их былого великолепия и представляют большой интерес для изучения данных памятников.

С первых дней советской власти жизнь Марии Николаевны находилась в постоянной опасности. В этот период ею были созданы многие иконы малого размера на картоне для тайных Богослужений на квартирах.

1930-1940-е годы для Марии Николаевны были временем накопления богатых знаний и материалов в области иконописания. Она пишет десятки различных копий с древних икон из частных собраний и на их основе создает творческие образы. Копирование для нее стало, с одной стороны, ступенью познания, а с другой - вдохновенным творчеством. Доски для икон в то время достать было невозможно, поэтому она писала на бумажных картонных и грунтованных с двух сторон холстах-таблетках.

Особое место в творчестве Марии Николаевны занимает тема Русских святых. В конце 1920-х - начале 1930-х годов она, по благословению епископа Ковровского Афанасия (Сахарова), углубленно работает над иконой всех святых, в земле Русской просиявших. Впоследствии, она создала несколько икон этой новой иконографии.

Талант художника-монументалиста проявился в выполненных Марией Николаевной за два месяца в 1949 г. росписях Серапионовой палаты в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1958 году в стенах Московской Духовной Академии Мария Николаевна организовала иконописный класс с целью не только научить иконописанию, но и привить новому поколению будущих священнослужителей любовь и вкус к древней иконе, умение правильно хранить и реставрировать старинные церковные предметы. Мария Николаевна руководила иконописным классом в течении 23 лет.

Именно благодаря таким подвижникам, как Мария Николаевна, в годы безверия не прервалась нить художественной традиции, идущей из далёких веков.

Возврат к списку

Мы используем cookie. Во время посещения сайта Музея имени Андрея Рублева вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.

Подробнее