Афиша
Древности из собрания Глеба Покровского
Собрание церковных древностей Г.А. Покровского разнообразно по своему составу. Значительную его часть (около 140 произведений) составляют иконы, отражающие русскую иконописную традиции с конца XV до начала XX века. В большинстве своем иконы имеют оклады, в чем отразилось личное пристрастие собирателя. Г.А. Покровский живо интересовался историей эволюции русского иконного оклада, и именно оклады из своего собрания ему хотелось в первую очередь научно обработать и каталогизировать.
Подбор икон собрания с точки зрения стилистической ориентации отражает приверженность Г.А. Покровского традициям древнего письма, поэтому произведения «живоподобного» стиля XVII-XVIII веков и выполненные в живописной манере памятники XVIII-XIX веков насчитываются в нем единицами. Можно сказать, что собрание хронологически распадается на две части, одна из которых отражает древний период в истории русской иконы (конец XV – XVII век), а другая дает представление о старообрядческом и «ученом» стилизаторском подражании древней традиции в Новое время (XIX – начало XX века).
Еще одна особенность собрания Г.А. Покровского, которую необходимо отметить, и которая нередко присуща частным иконным коллекциям, – это антикварная реставрация, подразумевающая полную реконструкцию утраченных фрагментов живописи. Не все иконы собрания попадали к владельцу в идеальном состоянии, с другой стороны, сам Глеб Александрович, по-христиански глубоко почитая икону, стремился к тому, чтобы вернуть к жизни произведение, даже если на нем сохранились лишь остатки авторской живописи. Ценя хорошие иконные оклады, он не мог допустить, чтобы они, существовали отдельно от иконы или находились на иконе, утратившей красочный слой. Поэтому в его собрании есть несколько, написанных специально под оклады, новоделов.
Одни из самых ранних икон собрания – две иконы Богоматери с Младенцем в типе Умиление (Ярославская). Одна их них, датируемая концом XV – первой третью XVI века, связана с новгородской художественной культурой провинциального круга. Другая, созданная в первой трети XVI столетия, отражает среднерусскую иконописную традицию, тяготеющую к Москве.
XVI столетие представлено в собрании рядом очень интересных памятников, некоторые из которых имеют выдающееся значение и принадлежат к безусловным шедеврам русского изобразительного декоративно-прикладного искусства. К их числу относятся «Святитель Николай Чудотворец» в серебряном сканном окладе с эмалями и украшенным крупными гранатами венцом, «Спас Смоленский» времени Ивана Грозного, написанный на светло-бирюзовом фоне и украшенный в начале XX века окладом работы Якова Мишукова, в точности повторяющим формы древних басменных окладов древности, а также уникальный кузов-складень с иконой Богоматери Владимирской.
Этот кузов выполнен из серебра, и на внешних его створках выгравированы многочисленные фигуры святых, среди которых особенно выделены святые покровители семьи царя Бориса Годунова. Это дает основания предполагать, что складень принадлежал царской семье. Очень интересна иконографическая программа изображений праздников на внутренней части створок складня. Сама же икона украшена не только современным ей окладом, но и более поздними дополнительными привесами – венцом и цатой начала XVII века и сережками с речным жемчугом XVIII века. Складень был подарен Г.А. Покровскому известным реставратором М.И. Тюлиным.
Иконы XVII века образуют достаточно разноообразную группу, поскольку включают в себя не только столичные, но и многочисленные провинциальные памятники. Среди них очевидный и бесспорный шедевр – образ Богоматери Владимирской, украшенный серебряным окладом с эмалью по скани и драгоценными камнями. Икона и оклад выполнены в царских мастерских в 1640-х годах. С момента своего создания памятник не подвергался поновлениям и дошел до наших дней в первозданной сохранности. Он демонстрирует высочайший уровень мастерства придворных иконописцев и ювелиров. Не менее интересен оплечный образ святителя Николая, который был написан в те же годы в графичной изощренной манере столичными мастерами, в XVIII веке подвергся поновлению – получил дополнительные изображения на полях и серебряный оклад, а в XIX столетии – венец с драгоценными камнями, выполненный известным московским мастером М.Н. Лавровым.
Среди редких в собрании произведений XVIII века – «Благовещение» первой четверти столетия, написанное в духе царских мастеров и украшенное превосходным барочным окладом 1798 года, почти полностью скрывающим ее живопись. Необходимо отметить и прекрасно сохранившуюся икону «Троица», написанную в годы царствования Екатерины II и отразившую эстетику рококо и раннего классицизма, которая органично сочетается здесь с художественными приемами, восходящими к искусству царских изографов рубежа XVII-XVIII столетия.
Среди произведений XIX – начала XX века представлены наиболее крупные центры иконописания этого времени. Об искусстве Палеха периода расцвета можно судить по такому замечательному памятнику, как маленькая икона «Воскресение – Сошествие во ад, с праздниками» первой трети XIX века. Несмотря на стандартный для палехских мастеров и широко распространенный сюжет она выделяется среди бесчисленного ряда подобных произведений необыкновенной тонкостью и живостью миниатюрного письма, которое удачно оттеняет и дополняет строгий серебряный оклад в стиле ампир.
Ряд произведений позднего времени из собрания Г.А. Покровского принадлежит старообрядческой традиции. Это «Иоанн Богослов в молчании», дающий хорошее представление о поморском иконописании, двухрядная икона с избранными святыми «романовских писем», а также икона относительно редкого сюжета «Символ веры» – замечательный образец «подстаринного» письма, которым славились иконописцы Мстёры.
Несколько замечательных по уровню исполнения икон выполнены в стилизаторской – под древнюю живопись – манере, ставшей популярной на рубеже XIX-XX веков благодаря возросшему в русском обществе интересу к древнерусскому художественному наследию. Среди них наиболее показательны такие произведения, как «Благовещение», «Князь Михаил Тверской», «Чудо в Хонех», а также «Вход в Иерусалим», где использован такой редкий иконографический мотив, восходящий к рубежу XVI-XVII веков, как играющие у ног осла дети.
Произведения лучших московских иконописных мастерских начала XX века представлены подписными работами братьев Григория и Михаила Чириковых («Мученица Пелагия»), Якова Богатенко («Святые князья Борис и Глеб»), а также маленькой неподписной иконой «Мученичество апостола Андрея». Многие иконы собрания, как древние, так и поздние, украшены великолепными старообрядческими окладами XIX – начала XX века, среди которых несколько произведения известного мастера Якова Мишукова. Иконную часть собрания дополняет акварель В.А. Васнецова «Святитель Алексий Московский» 1907 года. Художник был одним из родоначальников неорусского стиля, который убедительно отразил основные художественные принципы модерна в иконе. Два аналогичных подписных произведения хранятся в собраниях ГТГ и ГРМ.
Декоративно-прикладное искусство представлено в собрании лучшими образцами русской меднолитой мелкой пластики, эмали, лицевого шитья, произведениями золотых и серебряных дел мастеров. Небольшая, но ёмкая коллекция меднолитой пластики (30 предметов) включает кресты-энколпионы XII-XVI веков, старообрядческие кресты, иконы и складни конца XVII – начала XX века, в основном, работы московских мастерских. Все они в прекрасном состоянии сохранности, некоторые украшены многоцветными эмалями и золочением. В собрании особо выделяется группа эмалевых икон XVIII-XIX веков из ведущих эмальерных центров – Москвы и Ростова Великого.
Жемчужиной среди них является четырехстворчатый складень с редким подбором святых, исполненный в Москве в 1729 году по заказу сподвижника Петра I адмирала Ивана Михайловича Головина. Он выполнен в редкой технике живописной эмали по золоту, таких произведений известны единицы. Складень – не только подлинный шедевр русского эмальерного искусства, но и один из наиболее ранних среди сохранившихся.
Собрание дополняет небольшая, но очень интересная подборка памятников лицевого шитья XVI-XIX веков, где выделяется шитая пелена «Введение Богородицы во храм». Редкостью среди этих произведений является шитая икона «Царевич Димитрий, со сценами жития», связанная, по-видимому, с одним из женских монастырей Углича. Иконографически она воспроизводит местные иконописные образцы XVIII столетия.
Отдельные книги из собрания Г.А. Покровского имеют автографы известных исторических лиц – декабриста Матвея Муравьёва-Апостола, епископа Иоасафа Белгородского, Анны Чаадаевой и др. Особо выделяется конволют рубежа XVII-XVIII веков, включающий лицевое Житие Прокопия Устюжского с тончайшими миниатюрами.