Афиша

Утраченные росписи. Фрески церкви Воскресения Христова г. Пучежа 1789 г. в копиях С.С Чуракова, Н.Ф. Шаговой и И.Г. Сахаровой

06.10.2015–21.02.2016

На выставке представлены немногие копии из разрушенной во время строительства Горьковского водохранилища церкви Воскресения Христова г. Пучежа, возведенной при Екатерине Великой по благословению новгородского митрополита Иова. Расписывала храм и трапезную палату известная артель ярославских мастеров под руководством Дмитрия Иконникова в 1789 г. Пышные барочные фрески, покрывавшие стены и своды церкви и трапезной палаты, наглядно и эмоционально повествовали о евангельских событиях, связанных с жертвенным подвигом Иисуса Христа и несокрушимой силой христианской веры. Большое значение имело использование западноевропейских гравюр, в частности Библии Пискатора, которая стала для русских мастеров конца XVII-XVIII вв. своеобразным пособием. При этом традиционные иконография и иконописные приемы сохранялись. 

Согласно заданию Академии Архитектуры СССР Центральная проектно-реставрационная мастерская направила в Пучеж в 1952 г. экспедицию, в состав которой входили художники-реставраторы С.С. Чураков и Н.Г. Тилин с помощниками. Согласно программе мероприятий по научной фиксации памятника и снятию фрагментов фресок со стен были выполнены акварельные зарисовки некоторых фресок. 

В копиях известного реставратора-исследователя С.С. Чуракова представлены две композиции из трапезной палаты – «Распятие Христово» и «Разорю житницы моя» на тему притчи о богаче. Эти копии, выполненные в уменьшенном масштабе в смешанной технике, с большой любовью и мастерством передали образы, созданные художниками конца ΧVΙΙI в. 

Другие копии в виде небольших акварельных эскизов, написанные Н.Ф. Шаговой и И.Г. Сахаровой, изображают самые разные сюжеты настенной росписи храма и трапезной палаты. Они чрезвычайно ценны для нас тем, что воспроизвели утраченные или сохранившиеся фрагментарно фрески. Например, «Апокалипсис», многочисленные картины которого размещались на сводах трапезной палаты в орнаментированных картушах в виде сердец с центральной композицией «Венчания Богоматери». 

Подлинные фрески сохранены только во фрагментах. В настоящее время увидеть большинство композиций в их полном виде и составить представление об их образах, деталях и общем цветовом решении можно лишь по этим эскизам.

Возврат к списку

Мы используем cookie. Во время посещения сайта Музея имени Андрея Рублева вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.

Подробнее