ЭКСПОНАТ НЕДЕЛИ

Последняя четверть XVII в. Поволжье
110 × 91 см
КП-309
дерево, темпера
Из села Никульское Борисоглебского района Ярославской области 
Обновление храма Воскресения Христова
Возникновение иконографии восходит к реальному историческому событию – возведению храма Воскресения Христова на месте Распятия, Погребения и Воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме. Строительство святилища, которое включило в свои стены Голгофу и Гроб Господень, было предпринято императором Константном Великим и его матерью императрицей Еленой. Окончание сооружения и освящение храма и всего Иерусалима произошло 13 сентября 335 года. В этот день был установлен праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Сложная многосоставная композиция иконы соотносится с последованием службы празднику. В верхнем регистре представлено торжество и утверждение Новозаветной Церкви. Внутри пятиглавого храма изображена святительская служба: в центре помещен первый иерусалимский епископ Иаков, брат Гоподень, держащий на голове потир, с лежащим в нем Младенцем Христом, в который спускается Святой Дух, в виде голубя. По сторонам от свт. Иакова дьяконы и отцы церкви: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий. Внизу знаменитые гимнографы: Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец, Косьма Маюмский. В арочных проемах на фоне красных завес: слева – царь Давид, справа – апостол Петр.
Над храмом в полукруглом «небе» изображены архангелы и Господь Саваоф. В левом верхнем углу в небесном сегменте – Престол уготованный, его окружают три огненных херувимами. На престоле, покрытом ризой с изображением Голгофы, находятся три красных Креста и раскрытое Евангелие. Около облаков помещены изображения ангелов, вручающих венцы апостолам. Среди апостолов можно различить Андрея, Матфея, Иоанна, а также Иоанна Предтечу и неизвестного преподобного. Слева – служба Небесных сил.
Расположенные по сторонам от центральной композиции сюжеты посвящены воспоминаниям о Крестных страданиях Спасителя и его Воскресении, а также грехопадении и первых мучениках. Слева: «Распятие», «Положение во гроб», «Грехопадение Адама и Евы и изгнание из рая», «Усекновение главы апостола Павла в Дамаске». Справа: «Сошествие во ад», «Христос во храме», «Уверение Фомы», «Распятие апостола Петра в Риме».
В среднем регистре – распространение учения Христа. Под центральной композицией находится изображения трех островов в море с церквами, в которых проповедуют апостолы.
В нижнем регистре дан прообраз Новозаветной церкви – храм Соломона. В левом верхнем углу – пророк Исаия. Справа за завесой перед Святая святых стоит царь Соломон, которого благословляет Господь Саваоф. Перед ним алтарь, с ковчегом Завета, осеняемый херувимами. Слева внизу помещено изображение жертвоприношения Соломона.
Иконография «Обновления храма Воскресения» становится известна в русской иконописи в середине XVI века, но не получает широкого распространения. Древнейшим не сохранившимся образом является икона Благовещенского собора около 1547 года. В целом композиция иконы из собрания Музея имени Андрея рублева близка сольвычегодской, отличие составляют большая упорядоченность в распределении композиций и включение изображений островов с храмами.
Сложные символико-аллегорические композиции были весьма распространены в Поволжье. С живописью этого региона последней четверти XVII века икону связывает характерный колорит, в котором доминируют разные оттенки охры, зеленых и красных цветов, в сочетании с цветными лаками, золотом и серебром. Не менее узнаваемыми являются широкие чуть распластанные на плоскости палаты, украшенные фантастическими крупными архитектурными деталями, разделки складок одежд цветными лаками по золоту и широкое использование мелкой орнаментики.

К списку экспонатов недели