Коллекция - Деревянная скульптура
В результате экспедиций 1970-х годов и закупок у частных лиц в Музее имени Андрея Рублева сложилась небольшая, но интересная коллекция скульптуры и рельефной иконы Древней Руси и Нового Времени. Среди памятников XVII века, периода расцвета древнерусской объемной резьбы – две скульптуры Николы Можайского конца XVII века. Первая – привезена из экспедиции в Архангельскую область в 1970 году. Горельефной резьбой исполнены лишь голова и руки святителя, объем моделируется живописными приемами, изысканная роспись имитирует богатое узорное ткачество с применением золотных и серебряных нитей, самоцветы и жемчуг. Вторая, закупленная у частного лица, – находится под поздней записью XIX века. Несмотря на единую иконографию,...
В результате экспедиций 1970-х годов и закупок у частных лиц в Музее имени Андрея Рублева сложилась небольшая, но интересная коллекция скульптуры и рельефной иконы Древней Руси и Нового Времени. Среди памятников XVII века, периода расцвета древнерусской объемной резьбы – две скульптуры Николы Можайского конца XVII века. Первая – привезена из экспедиции в Архангельскую область в 1970 году. Горельефной резьбой исполнены лишь голова и руки святителя, объем моделируется живописными приемами, изысканная роспись имитирует богатое узорное ткачество с применением золотных и серебряных нитей, самоцветы и жемчуг. Вторая, закупленная у частного лица, – находится под поздней записью XIX века. Несмотря на единую иконографию, произведения совершенно разные, но каждое по-своему выразительно. Женские образы представлены скульптурами великомучениц Параскевы Пятницы и Екатерины рубежа XVII – начала XVIII века. Образ св. Параскевы наделен индивидуальными чертами: тонким ликом с легким румянцем, полуулыбкой на устах и лучистыми глазами. О создании его на исходе средневековья свидетельствуют элементы натурализма. Смягчается отстраненная символичность образа, от «небесного» он приближается к «земному». Несмотря на утраты рук, в одной из которых святая держала крест – символ мученичества, а в другой – свиток с текстом Символа веры, изображение не потеряло своей притягательности. Иконографическую близость со святой Параскевой демонстрирует скульптура великомученицы Екатерины. Она отличается лишь короной на голове, а в руках те же атрибуты – крест и свиток, но с другим текстом. Усиление культа святой Екатерины на Руси связано с чудесным явлением ее царю Алексею Михайловичу в ноябре 1658 года с вестью о рождении царской дочери, которую нарекли Екатериной. Популярность объемной резьбы в это время способствовала появлению икон этой святой в том числе и «на рези», как называли в документах XVII столетия объемные образы.
Если древнерусские скульптуры помещали в киоты, для чего тыльную сторону делали плоской, то в Новое время их перемонтировали на доски, что способствовало большему сближению с живописными иконами. Примером такого перемещения служит образ мученика Мины рубежа XVII–XVIII веков, объемную фигуру которого в XIX столетии частично «утопили» в доску, для чего пришлось крестообразно туловищу развернуть руки и ступни фигуры, а утраченные к тому времени детали (рука от локтя, держащая крест) дополнить. О глубоком почитании образа свидетельствует тот факт, что во время реставрации с его поверхности было снято семь слоев записи.
В XVIII веке статуи ангелов, апостолов и евангелистов, праотцев Моисея и Аарона, а также рельефные композиции «Моление о чаше», «Воскресение Христово» и некоторые другие, входили в декорацию иконостасов, раскрывая идейный замысел создателей об искупительной жертве Христа, священной истории и устроении Церкви. Статуя первосвященника Аарона, созданная в первой половине XIX века, была установлена над Царскими вратами напротив святого Моисея. В музей она попала по закупке от частного лица в 1995 году. Рельефные Распятия, впервые появившиеся в завершении иконостасов кремлевских церквей в конце XVII столетия, в Новое время постепенно «спустились на землю». Из подобной напольной композиции происходят фигуры святых апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина Сотника первой половины XIX века, поступившие в музей в 2007 году.
Фигуративную резьбу Царских врат демонстрируют роскошные позолоченные створки второй половины XVIII столетия с изображением четырех евангелистов на фоне сквозного растительного орнамента. Они были вывезены из заброшенного деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы, расположенного в селе Чернокулово Юрьев-Польского района Владимирской области. Глава Иоанна Предтечи на блюде, по преданию отрубленная царем Иродом и поднесенная в дар Иродиаде, вырезана из дерева в конце XVIII века и расписана в академической манере с натуралистическими подробностями, производящими жутковатое впечатление человеческой плоти. Подобные произведения, выполненные объемной резьбой, получили широкое распространение в позднем искусстве Центральной России и Поволжья. Их изготавливали, начиная с последней четверти XVIII века почти все последующее столетие, причем не только из дерева, но и отливали из гипса.
Из последних значительных приобретений музея следует назвать статую «Христос в темнице» рубежа XVIII – XIXвеков, закупленную в конце 2013 года. По древнерусской традиции скованная и слегка уплощенная, хотя и созданная в технике круглой скульптуры, фигура Христа, задумчиво подпёршего правой рукой щеку в ожидании казни, исполнена сдержанной силы Божества, уничижившего себя до состояния презренного раба. Такие изваяния, в свое время очень популярные, помещались в храмах в так называемых «темничках» – тесных будках с застекленными окнами, подчеркивающими «невместимость» Творца.
В собрании музея находится и коллекция небольших паломнических скульптур, которые изображают основоположника монашеской жизни на острове Столобном, что на озере Селигер – преподобного Нила Столобенского. Прототипом выразительных фигурок обобщенной формы стала расписанная темперой монументальная скульптура святого, созданная в конце XVIII века, возможно, в связи с открытием в Нило-Столобенской пустыни пещеры – места его подвигов (ныне в Музее Нило-Столобенского монастыря). Преподобный Нил представлен во время молитвы, с закрытыми глазами и согнутыми в локтях руками, опирающимися на колени. Под мышками – крюки, которые, согласно Житию, святой использовал для поддержания тела во время отдыха, так как никогда не ложился. В многочисленных копиях они превратились в обычные костыли.