Церковь Архангела Михаила (1691-1739)

В 1691 г. по заказу жены Петра I Евдокии Лопухиной в монастыре с восточной стороны трапезной палаты XVI века был заложен храм во имя Архангела Михаила. Церковь строилась в господствовавшем тогда в зодчестве Москвы стиле так называемого «нарышкинского» барокко, тем не менее по своей архитектуре она соотнесена с древней трапезной: постройки объединены общим карнизом из трех рядов поребрика.

Участие царицы в судьбе Спасо-Андроникова монастыря объясняется тем, что здесь располагалась могила ее матери. Замысел церкви достаточно сложен. Храм, посвященный покровителю царского дома, должен был включать придел Петра и Павла (в честь небесного покровителя Петра I), верхнюю церковь Алексея митрополита (святого, соименного наследнику), а также усыпальницу рода Лопухиных в нижнем ярусе, которая в конце XVIII в. была освящена как Знаменская церковь.

Структура церкви Архангела Михаила типична для своего времени: двухэтажное кубическое основание (четверик) завершено восьмигранником (восьмериком), увенчанным небольшой главкой. В наружном декоре активно использованы элементы западноевропейской архитектуры в своеобразной русской интерпретации: колонки с кольцевидным перехватом, разорванные завершения наличников, увенчанных декоративными шарами, капители колонн, напоминающие завершения колонн ионического ордера. Вертикальные членения постройки подчеркнуты колоннами на постаментах, сдвоенными на углах. Характер декора восьмерика отличается некоторой сухостью и иной стилистической ориентацией. Это вызвано перерывом в строительстве храма, связанным с опалой царицы Евдокии Лопухиной. Храм был завершен лишь в 1739 г., тем не менее, архитектурное единство здания было сохранено: грани восьмерика увенчаны стилизованными раковинами – излюбленным мотивом архитектуры нарышкинского стиля конца XVII в.

Архангельская церковь благодаря своей значительной высоте стала важной архитектурной доминантой не только внутри монастыря, но и в пространстве города.

Возврат к списку

баннер.jpg