Первая реставрационная мастерская Музея имени Андрея Рублева

Первая реставрационная мастерская Музея имени Андрея Рублева

Официально реставрационная мастерская музея зарегистрирована в 1970 году. Но реставрационные работы проводились с первого дня основания музея. В музее работали такие знаменитые реставраторы как: И.Е. Брягина, В.Е. Брягин, Д.Е. Брягин, И.В. Ватагина, И.М. Громова, С.С. Чураков, В.О. Кириков, А.В. Кириков, Е.М. Кристи, В.В. Филатов. Ими были отреставрированы самые значимые памятники, ныне представленные в экспозиции музея.

Из воспоминаний Ирины Александровны Ивановой:

«C привозом первых икон в 1954 году начался третий этап в развитии Музея.

Первые пять икон в Музей Н.А. Демина вывезла осенью 1954 года из Краеведческого музея города Владимира. Они были отобраны из произведений, не представлявших, по заключению Н.П. Сычева, никакой художественной и исторической ценности и предназначенных к уничтожению. Второй привоз в 1955 году – громадный комплекс икон из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Надо сказать, что в вывозе этих икон в Москву и их спасении велика роль Алексея Дмитриевича Варганова, главного архитектора-реставратора Владимира. Ему надо поклониться за спасение этих икон, всего иконостасного ансамбля Спасо-Евфимиева монастыря XVII века! Это были тяжелобольные иконы. Все в плесени, с осыпающимся левкасом, они тогда представляли страшное зрелище, многие из них могли только лежать на столах. Иконы были помещены на северной паперти собора, где поставили столы для наиболее аварийных произведений. Находившаяся там экспозиция была частично свернута. Грунт этих икон, лишенный всякого связующего после долгого нахождения в сыром помещении, осыпа́лся вместе с красочным слоем. Они требовали срочной, незамедлительной реставрации, которая оказалась настолько сложной, что с ней не сталкивались раньше даже реставраторы высшей квалификации. Работа над этими иконами стала для многих хорошей школой. Жизнь Музея круто изменилась, в нем появились первые памятники древнерусской живописи и необходимые для их продления жизни реставраторы, которые помогли в дальнейшем на высочайшем уровне представить первые музейные экспонаты.

В Музее появились реставраторы с Ордынки, из ГЦХРМ (Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской). Как только в 1954 году были доставлены иконы из Краеведческого музея города Владимира, у нас начал работать Василий Осипович Кириков. Он был первым из реставраторов, пришедших на помощь Музею. Помню, как по вечерам, после трудового дня в ГЦХРМ, где им тогда велась сложнейшая реставрация иконы «Апостолы Петр и Павел» XI века из Новгорода, он погружался в реставрацию в музейных стенах, работая безвозмездно; вскоре он и вовсе перешел в Музей. Он сделал пробы на иконе «Богоматерь Владимирская, со святыми Василием Великим и Соломонией на полях» - иконе, которая вошла в инвентарную книгу Музея под №1. Вспоминаю, как на паперти собора предстал крепкий, коренастый, с открытым и смелым волевым лицом, Иван Петрович Горин. Следом за ним появился Сергей Сергеевич Чураков, а потом братья и сестра Брягины – Виктор, Дмитрий и Ирина Евгеньевичи, а также Искра Михайловна Громова и Евгения Михайловна Кристи. Помогал и Виктор Васильевич Филатов, которой на этом этапе стал опорой Н.А. Деминой.

Постепенно удалось добиться приличных расценок на эти работы, что гарантировало безупречное качество реставрации. Почти все они принимали большое участие в спасении суздальских икон. Помню, как обсуждались методы их укрепления, причем приглашенные мастера реставрации – братья В.Е. и Д.Е. Брягины, В.В. Филатов, С.С. Чураков – каждый высказал свою точку зрения. Работать с суздальскими памятниками было трудно: левкас на досках был плохой, а паволока во многих местах вообще отсутствовала, но все дерзали, самозабвенно преодолевая трудности. Для Музея начинался новый день. Все научные концепции отступили перед новыми задачами жизни Музея, которому предстояло уже по-другому заявить о себе. Воцарилась обстановка благоговейного осознания ценности тех национальных сокровищ, которые вливались в экспозицию Музея.

1958-1959 годы – наиболее напряженный период реставрационной деятельности, когда от каждого часа работы реставраторов зависела будущая экспозиция Музея, а отсюда его общественная и научная значимость. Отбирая высоко художественные произведения для реставрации, Н.А. Демина стремилась насыть экспозицию шедеврами так, чтобы она не уступала экспозиции Трет. Галереи. Реставрация велась с полным пониманием, ответственности, которая лежала на реставраторах и в равной степени на научных сотрудниках, осознавших исключительную важность этой работы.

В 1958 году реставраторы впервые получили самостоятельное помещение. Это были самые светлые комнаты в здании дирекции музея, окнами обращенные на юг. Здесь было крайне тесно. Василий Осипович и Александр Васильевич Кириковы занимали маленькую комнату. Василий Осипович к юбилею Андрея Рублева 1960 года реставрировал иконы «Иоанн Предтеча» XV века из Никола-Песношского монастыря и «Богоматерь Тихвинская» 1680 года. Кроме того, он завершал подготовку доски для точной копии с «Троицы» Андрея Рублева. В угловой комнате работали С.С. Чураков, В.Е, Брягин и И.Е. Брягина. Одна икона за другой сходили с их столов. К юбилею 1960 года реставрация большей части икон Суздальского многоярусного иконостаса была завершена.»





Возврат к списку