Данный сайт и указанные на нем представительства в социальных сетях являются единственным официальным источниками информации
ФГБУК Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
 
 

Экспозиция / Рукописная и старопечатная книга

Музейное собрание рукописных и старопечатных книг насчитывает около двух тысяч памятников. Наиболее ценным среди них является Книга о постничестве святителя Василия Великого начала XV века, созданная писцом Василием в стенах Спасо-Андроникова монастыря. По-своему замечательны Лествица Иоанна Синайского 1510 года, написанная в Иосифо-Волоколамском монастыре Ферапонтом Обуховым по благословению игумена, поморский лицевой Апокалипсис с толкованиями конца XVII века, богато украшенные старообрядческие певческие рукописи. Среди старопечатных книг есть издания Москвы, Киева, Вильно, Львова, Острога, начиная со знаменитой «острожской» Библии Ивана Федорова 1581 года и кончая продукцией старообрядческих типографий начала XX века. Лишь малая часть этой коллекции может быть представлена в постоянной экспозиции.

Лествица Иоанна Синайского. Рукопись 1510 года из Иосифо-Волоколамского монастыря

На первом этаже церкви Архангела Михаила, в своеобразной «ризнице» с произведениями декоративно-прикладного искусства, воссоздан уголок монастырской библиотеки. Потемневшее дерево книжных полок, дубовый инкрустированный стол, выполненный в традициях Петровского времени, металлическая чернильница XVII века, гусиное перо… И на полках, и на столе – ценнейшие памятники книжности: издания XVII-XVIII веков, украшенные гравюрами, в старинных переплетах, с владельческими закладками. 

Монастырская библиотека. Постоянная экспозиция

Перед посетителями – раскрытое Евангелие, изданное в Москве в 1627 году, вложенное когда-то «великой инокиней Марфой» – матерью царя Михаила Федоровича Романова – в Угличский Алексеевский монастырь. Типичным для монастырского обихода был и большой, внушительных объемов церковный Устав, определявший особенности богослужения в течение года. Для пасхального круга служб использовались Триоди, в неподвижные праздники, закрепленные за определенным днем календаря, службы совершались по Минеями каждого месяца. Обязательными в библиотеке любой обители были и такие книги, как Ирмологии, Псалтири, Служебники, Часовники или отдельные Службы святым, например, святителю Николаю Чудотворцу и священномученику Ианнуарию с дружиной, Казанской иконе Божией Матери и празднику Ее Благовещения. Среди четьих книг особое место занимает первое издание Пролога и более поздние Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Первая, с краткими житиями, словами и поучениями, читалась во время службы, вторая – чаще использовалась для келейного чтения. На фоне этих книг более скромно выглядит изданное в 1793 году Добротолюбие в переводе преподобного Паисия (Величковского), ставшее настольной книгой русского монашества.

Монастырская библиотека. Постоянная экспозиция

Многие книги хранят записи людей, когда-то листавших их страницы. Но даже будучи закрытыми, стоящими на полках они производят неизгладимое впечатление своими кожаными переплетами со слепым или золотым тиснением, фигурными литыми застежками, золоченым чеканным обрезом. На протяжении веков сохраняли такие переплеты бумажный блок от деформации и разрушения. Многие из этих памятников возвращены к жизни и подготовлены для экспонирования в наше время музейными реставраторами.

В одном из залов первого этажа представлены три старопечатные книги – своеобразная иллюстрация развития русской книжной графики в XVII веке. 

Гравюры в московских изданиях XVII века. Постоянная экспозиция

Евангелие, изданное в 1606 году талантливым книгопечатником и изобретателем, выходцем из Литвы, Анисимом Михайловичем Радишевским, выделяется досконально проработанными иллюстрациями. Их отличает тонкая кружевная манера рисунка, его дробность и детальность. К сожалению, оттиски с этих досок, вероятно, погибших во время польско-литовской интервенции, не повторялись в последующих изданиях.

Евангелие. М., 1606. Постоянная экспозиция

Евангелие 1627 года было первым, выпущенным на восстановленном Печатном дворе после освобождения Москвы от поляков. Над книгой трудились лучшие мастера своего времени – царский иконописец Прокопий Чирин и гравер Кондратий Иванов. На протяжении четверти века их гравюры неоднократно воспроизводились в изданиях Евангелий. Красивый крупный шрифт книги применялся также при печати учебных Псалтирей и Часословов.

Евангелие. М., 1627. Постоянная экспозиция

Беседы на Евангелие от Матфея 1664 года – первое московское издание сочинения святителя Иоанна Златоуста в переводе преподобного Максима Грека. На фронтисписе книги в своеобразном архитектурном обрамлении изображены три автора синоптических Евангелий – Матфей, Марк, Лука – и сам автор «Бесед». Имена мастеров, трудившихся над этой ксилографией, известны только по подписям-монограммам – А.Р. и И.З., расположенным в подножии евангелиста Луки. В гравюре использован прием мелкого и дробного штриха, переходящего в пунктир. Зубчатое сияние нимбов напоминает более ранние старопечатные издания, выпущенные во Львове.

Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. М., 1664. Постоянная экспозиция


Октоих и Обиход певческие. Гуслицкая рукопись начала (?) XX века   Сборник канонов, житий, слов и поучений, лицевой. Старообрядческая рукопись первой четверти XIX  века   Апокалипсис трехтолковый, лицевой. Поморская рукопись конца XVII – начала XVIII века

Трезвоны певческие. Поморская рукопись последней трети XVIII века   Трезвоны певческие. Поморская рукопись последней трети XVIII века   Трезвоны певческие. Поморская рукопись последней трети XVIII века
 




Официальная страница Музея имени Андрея Рублева в Facebook



Официальный аккаунт Музея имени Андрея Рублева в Twitter



Официальная страница Музея имени Андрея Рублева в Google+




Музей им. Андрея Рублева наЦентральный Государственный Музей Древнерусской Культуры и Искусства им. Андрея Рублева